Приложение 1
к приказу МАУДО «ДЮСШ «ЦФР»
от 24.01.2022 года № 12
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Центр физического развития»
- Общие положения
1.1 Настоящее Положение о наставничестве в МАУДО «ДЮСШ «ЦФР» (далее — положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2 Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
- Основные понятия и термины
2.1 Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3 Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4 Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5 Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6 Куратор — сотрудник МАУДО «ДЮСШ «ЦФР» (далее — учреждение) осуществляющий деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.
2.7 Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
2.8 Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в учреждении.
- Цели и задачи наставничества
3.1 Целью наставничества в учреждении является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, педагогических работников.
3.2 Основными задачами наставничества являются:
— содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;- обеспечивать формирование и развитие специальных знаний и навыков участников программ наставничества;
— оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды и способствовать развитию профессиональных компетенций участников программ наставничества в условиях цифровой образовательной среды путем внедрения в образовательный процесс разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества;
— содействовать созданию в учреждении психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории.
- Организационные основы наставничества
4.1 Наставничество организуется на основании приказа директора учреждения.
4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно — воспитательной работе.
4.3 Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.4 Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором учреждения куратором, тренерами-преподавателями, методистами и иными лицами учреждения, располагающими информацией о потребностях педагогических работников и обучающихся — будущих участников программы.
4.6 Наставляемым могут быть обучающиеся:
— нуждающиеся в улучшении образовательных, творческих и спортивных результатов;
— попавшие в трудную жизненную ситуацию;
— имеющие проблемы с поведением и адаптации в новых условиях;
4.7 Наставляемыми могут быть педагогические работники:
— молодые специалисты;
— находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
— находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
— желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
4.8 Наставниками могут быть:
— обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
— педагогические работники, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся — активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своего учреждения;
4.9 База наставляемых и база наставников могут меняться в зависимости от потребностей учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений.
4.10 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.
4.11 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.
4.13 Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора учреждения.
4.14 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
- Реализация целевой модели наставничества
5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей учреждения в целевой модели наставничества рассматриваются две формы наставничества: «Ученик — ученик», «Педагог-педагог».
5.2 Представление программ наставничества в форме «Ученик — ученик», «Учитель — учитель» на педагогическом совете.
5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник — наставляемый:
— Проведение первой, организационной встречи наставника и наставляемого;
— Проведение второй, пробной рабочей встречи наставника и наставляемого;
— Регулярные встречи наставника и наставляемого;
— Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4 Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
5.5 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно.
- Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1 Мониторинг процесса реализации модели наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о модели наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг модели наставничества состоит из двух основных этапов:
— оценка качества процесса реализации модели наставничества;
— оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
- Обязанности наставника
7.1 Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава учреждения, определяющих права и обязанности.
7.2 Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
7.3 Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
7.3 Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
7.3 Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
7.4 Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
7.5 Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
7.6 Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его.
7.7 Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
7.8 Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
- Права наставника
8.1 Вносить на рассмотрение администрации учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
8.2 Защищать профессиональную честь и достоинство.
8.3 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
8.4 Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ учреждения по наставничеству.
8.5 Участвовать в конкурсах наставничества разных уровней.
- Обязанности наставляемого
9.1 Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава учреждения, определяющих права и обязанности.
9.2 Разработать совместно с наставляемым программу наставничества.
9.3 Выполнять этапы реализации модели наставничества.
- Права наставляемого
10.1 Вносить на рассмотрение администрации учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
10.2 Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
10.3 Участвовать в конкурсах наставничества разных уровней.
10.4 Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
- Механизмы мотивации и поощрения наставников
11.1 Мероприятия по популяризации роли наставника.
11,2 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
11.3 Создание на сайте учреждения методической копилки с программами наставничества.
11.4 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
- Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность по наставничеству, относятся:
— Положение о наставничестве ;
— Приказ директора учреждения о внедрении целевой модели наставничества;
— Целевая модель наставничества ;
— План внедрения системы наставничества ;
— Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
Версия для печати